11 апреля, 15:26

Завершен второй этап работ по проекту «Айсберг»

В Фонде перспективных исследований прошла приемка работ по итогам второго этапа реализации проекта «Айсберг», посвященного разработке подводных (подледных) технологий освоения месторождений полезных ископаемых арктических морей.

В мероприятии приняли участие представители разработчиков проекта (АО «ЦКБ МТ «Рубин», АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», АО «Концерн «Океанприбор», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», НИЦ «Курчатовский институт», РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, АО «ФНЦП «Титан-Баррикады» и др.), а также представители потенциальных потребителей результатов проекта, в том числе: Минобороны России, ПАО «НК Роснефть», ГК «Росатом», ПАО «Газпром», АО «ОСК», Роснедра и др. Участники приемки заслушали пять докладов об основных результатах выполнения проекта «Айсберг».

«Современный уровень развития техники позволяет вести добычу полезных ископаемых в Арктике на ограниченных глубинах. В рамках проекта «Айсберг» разрабатываются технологии и технические средства, позволяющие добывать полезные ископаемые на всем диапазоне глубин», - отметил, открывая мероприятие, заместитель генерального директора – руководитель направления физико-технических исследований Игорь Денисов.

По словам главного конструктора головного исполнителя по проекту АО «ЦКБ МТ «Рубин» Евгения Торопова, основными задачами второго этапа были разработка четырех аванпроектов и технических заданий для дальнейших опытно-конструкторских работ. «Все работы выполнены нами в кооперации с соисполнителями в установленные сроки, достигнутые технические характеристики соответствуют требованиям технического задания Фонда, созданы 3D-модели всех создаваемых комплексов», - подчеркнул он.

Так, в разработанный подводный энергетический комплекс для автономного энергообеспечения технических средств подводного освоения месторождений углеводородов, входит энергетический модуль, способный функционировать как самостоятельно, так и в составе электростанции. Предполагается, что модуль будет производиться из освоенных российской промышленностью видов стали и, по словам разработчиков, может стать потенциальным продуктом для экспорта: его энергетические оборудование будет соответствовать всем требованиям МАГАТЭ.

«Разрабатываемый в рамках проекта подводный комплекс сейсморазведки предназначен для проведения разведки месторождений углеводородов на всех стадиях работ, а также для мониторинга процесса разработки месторождений. Разработанный ФПИ носитель будет создан в оригинальной архитектуре, предполагающей совмещение коротких кос на откидных консолях с протяженной (до нескольких километров) кормовой косой», - сказал Евгений Торопов.

Подводный транспортно-монтажный и сервисный комплекс представляет собой особый вид катамарана, и обладает рядом не имеющих аналогов технических решений. Он предназначен для транспортировки, монтажа, демонтажа, ремонта и обслуживания подводных технических средств и комплексов освоения месторождений углеводородов. По мнению разработчиков, предлагаемая архитектура нового корабля не имеет аналогов ни в отечественном судостроении, ни за рубежом. Макет комплекса прошел испытания на базе ФГУП «Крыловский государственный научный центр», в ходе которых были подтверждены общая концепция и основные технические параметры.

Наиболее технически сложным объектом проекта «Айсберг» является подводный буровой комплекс для выполнения полного комплекса работ по подводному строительству разведочных и эксплуатационных скважин. Аналогов такого комплекса сегодня в мире не существует. В рамках реализованного аванпроекта были разработаны составные части модуля, объединенные в рамках виртуальной имитационной модели.

По всем четырем основным комплексам разработаны «дорожные карты» и проведена подготовка к разработке технико-экономического обоснования, которое будет сформировано в ходе третьего этапа работ.

По итогам приемки было отмечено, что в ходе реализации второго этапа проекта «Айсберг» требования технического задания выполнены в полном объеме.