Лаборатория «Детонационные ПВРД»

Лаборатория «Детонационные ПВРД»

Совместный проект ФПИ и Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»

Лаборатория «Детонационные ПВРД» создана Фондом перспективных исследований в 2014 году на базе ОАО ТМКБ «Союз», которое входит в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», являющейся одним из крупнейших в мире разработчиков и производителей авиационных средств поражения и морского подводного оружия.

С начала 1980-х годов ТМКБ «Союз» проводило широкомасштабные исследования путей решения проблем создания прямоточных воздушно-реактивных двигателей (далее – ПВРД) для сверхзвуковых крылатых ракет и разработку ПВРД для комплекса «Москит» и ракеты Х-31. На собственных стендах, а также с участием ЦАГИ и ЦИАМ были экспериментально исследованы различные способы топливоподачи и оптимизирована геометрия камер сгорания, определена зависимость полноты сгорания от типа впрыска, геометрии проточного тракта и условий на входе в камеру сгорания. В ходе работ был реализован принципиально новый способ размещения стартового двигателя.

На предприятии обеспечен полный цикл создания двигателей для высокоскоростных летательных аппаратов (далее – ВЛА). Научный, конструкторский, производственный и испытательный потенциал позволяет не только совершенствовать уже выпускающиеся двигатели, но и проводить исследования с целью создания новых типов воздушно-реактивных двигателей.

Работа лаборатории «Детонационные ПВРД» ведётся в кооперации с НП «Центр импульсно-детонационного горения», ОАО «Композит», ФГБОУ ВПО МАИ и направлена на создание демонстратора детонационного воздушно-реактивного двигателя для высокоскоростного летательного аппарата (ВЛА). В ходе реализации данного проекта планируется изучить возможности повышения тягово-экономических характеристик двигателя путем организации детонационного горения, а также способов обеспечения работоспособности конструкции двигателя в потоке продуктов сгорания углеводородного топлива в течение заданного времени путём применения композиционных материалов с требуемыми свойствами. Кроме того, запланированы работы по изучению возможности обеспечения сверхзвукового горения жидкого углеводородного топлива в камере сгорания ПВРД.

 

"Данный проект является прорывным в области создания воздушно-реактивных двигателей для высокоскоростных летательных аппаратов. Успешная реализация проекта позволит создать двигатель с уникальными удельными характеристиками"

 

 

 

 Игорь Денисов,

заместитель генерального директора Фонда - руководитель направления  физико-технических исследований

 

"Фонд очень скурпулезно и тщательно подошел к вопросу подбора основного исполнителя и соисполнителей работ по проекту, понимая всю степень сложности решаемых в его ходе задач. Но мы уверены в профессиональных компетенциях наших коллег и рассчитываем на своевременный и высокотехнологичный результат проводимых исследований"

 

 

 

 Борис Сатовский,

руководитель проектной группы Фонда

 

 

 

"Нет абсолютно никаких сомнений, что ожидаемые по данному проекту результаты, превосходят современный мировой научно-технический уровень. Я уверен, что в случае успеха в деятельности лаборатории, будут получены уникальные технологии с огромными перспективами в будущем"

 

 

 

 

Сергей Маркин,

 руководитель проекта Фонда 

Новизна данных исследований определена применением принципиально новых способов организации рабочего процесса в камере сгорания высокоскоростного прямоточного воздушно-реактивного двигателя и использованием для создания его конструкции не имеющих аналогов высокотемпературных керамоматричных композиционных материалов со специфическими свойствами. Эти материалы обладают малой плотностью и позволяют обеспечить работоспособность стенки камеры сгорания без системы охлаждения в течение заданного времени. В результате реализации проекта будет создан новый двигатель, тягово-экономические характеристики которого позволят значительно улучшить характеристики высокоскоростных летательных аппаратов. Кроме того, в ходе реализации проекта будет разработан ряд уникальных технологий, математических моделей и программных продуктов, которые могут быть использованы для других перспективных работ.

В настоящее время в составе лаборатории работают десять человек. Это ведущие сотрудники конструкторского бюро ОАО ТМКБ «Союз», которые имеют уникальный опыт расчетов и разработки конструкций ПВРД, а также проведения научно-исследовательских работ в области создания прямоточных воздушно-реактивных двигателей.

 

"В ходе реализации проекта будут использованы фундаментальные научные результаты мирового уровня. Об этом можно говорить, поскольку мы внимательно отслеживаем достижения других коллективов, ведущих аналогичные работы. Считаю, что реализуемый проект в полной мере соответствует тем целям, для достижения которых создавался Фонд перспективных исследований. Вряд ли можно было бы найти другого заказчика, который бы сумел создать лучшие условия для решения столь комплексной задачи и получения инновационного продукта в высококонкурентной области техники, имеющей важное значение для обеспечения безопасности нашей страны"

 

Николай Яковлев,

научный руководитель проекта

 

"Работы, которые выполняются в ходе реализации проекта, опираются на разработки фундаментального характера и требуют предельной мобилизации ресурсов, как специалистов лаборатории, так и всего ОАО ТМКБ «Союз». Мы уверены, что достигнем серьёзных результатов в заданные сроки"

 

 

 


Андрей Коннов,

руководитель лаборатории